С концепцией противостояния добра и зла в повести «Сильмариллион» тесно связана тема войны, борьбы, которая является одной из основных тем повести. Вспомним начало «Сильмариллиона», в котором Дж. Р. Р. Толкиен описывает момент зарождения конфликта. читать дальшеПроанализируем следующий фрагмент:
«But as the theme progressed, it came into the heart of Melkor to interweave matters of his own imagining that were not in accord with the theme of Iluvatar, for he sought therein to increase the power and glory of the part assigned to him-self» (Tolkien: 2).
«Но по мере того, как развивалась тема напева, в сердце Мелькора под-верглось искушению вести мелодию по-своему, вне гармонии с мелодией Илуватара, ибо замыслил он возвысить силу и превосходство партии, пред-назначенной ему.
Таким образом, тема противостояния начинается с искушения, желания получить больше, чем дозволено. Если исходить из данной точки зрения, то к семантическому полю «война» можно отнести не только слова, имеющие прямое отношение к данной теме, но и слова, которые либо косвенно, либо переносным значением входят в контекст данного понятия.
Так, семантическое поле «война» в повести «Сильмариллион» образу-ется следующими лексическими единицами:
глаголы: to desire «страстно желать», to subdue «подавлять», to descend «низвергаться», to destroy «разрушать», to covet «жаждать», to meddle «вме-шиваться», to withdrew «отвергать», to pierce «пронзать», to corrupt «развра-щать», to reject «отвергать, отказываться», to mar «портить», to forfeit «ли-шиться», to suffer «страдать», to squander «безрассудно тратить, расточать», to contempt «презреть», etc.
существительные: discord «разногласие», strife «борьба, раздор», confu-sion «смятение», envy «зависть», violence «жестокость, насилие», tyranny «тдеспотия», secret anger «скрытая злоба», malice «злой умысел», rage «ярость», wrath «гнев», slain «убийство», tumult «грохот», disorder «хаос», war «война», arrogance «надменность», enemy «враг», darkness «тьма», terror «ужас», etc.
прилагательные: raging «вышедший из-под контроля», stern «безжало-стный, суровый», deadly cold «мертвенно-холодный», crowned with smoke and fire «венчанный дымом и огнём», jealous «ревностный», evil «злой», pitiless «безжалостный», perverting «искажённый», ruinous «разрушительный», cruel «жестокий», etc.
Как видно из приведённых парадигм, семантическое поле «война» со-стоит из негативно окрашенных лексических единиц, которые можно поде-лить на группы. Так, например, мы можем выделить группы слов со значе-нием «гнев», «разногласие», или же группы слов с такими значениями как «зависть», «жестокость» и т.д. Дж. Р. Р. Толкиен тщательно подбирает каж-дое слово, используя весь лексический запас языка. Писатель чётко разделяет отрицательное и положительное, и персонажи «Сильмариллиона» представ-ляют собой явное противостояние, борьбу добрых и злых сил. Поэтому отри-цательные персонажи описаны в повести словами с явной негативной окра-ской, в то время как положительные герои являются воплощением всего са-мого чистого, самого прекрасного, что есть в мире, вследствие чего их опи-сание носит явный положительный характер и являются антитезой отрица-тельных героев, что, в свою очередь, выражается в семантическом поле «мир».
Семантическое поле «мир», представлено лексическими единицами, которые являются не просто положительно окрашенными словами, но также выражают определённые ценности, которые, по мнению Дж. Р. Р. Толкиена, являются неоспоримыми. Ср.:
Глаголы выражают положительные действия: to uplift «ободрять», to laugh «смеяться», to rejoice «радовать», кроме того, глаголы выражающие скорбь и печаль, для Дж. Толкиена также имеют положительное значение, так как печаль и скорбь выражает величие души: to mourn «скорбеть», «оп-лакивать», to regret «сожалеть».
Существительные семантического пространства «мир» представлены такими понятиями, как allegiance «преданность», delight «восхищение», love «любовь», fullness «целостность», beauty «красота», light «свет», power «мо-гущество», majesty, joy «радость», reverence «почтение», grief «скорбь», sor-row «печаль», pity «сострадание», hope «надежда», wisdom «мудрость», а также конкретными предметами: forest «лес», tree «дерево», see «море», shore «побережье», coast «берег моря», rivers «реки»,lakes «озёра», mountains «го-ры», earth «земля», sky «небо», world «мир», men «люди» др.
Через прилагательные, которые, как известно, обеспечивают наиболее яркую эмоциональную окраску, семантическое поле «мир» выражено сле-дующей парадигмой: great «великий», everlasting «бессмертный», ruddy «ру-мяный», fair «ясный», primeval «первозданный», changeless «неизменный», faithful «преданный» и т.д.
Приведённые выше лексемы выстраиваются в одну общую парадигму, проанализировав которую можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, необходимо отметить, что лексика, используемая Дж. Тол-киеным, является возвышенной. Это связано, как было отмечено выше, с ха-рактерной особенностью произведения – пафосно-торжественный тон пове-ствования обуславливает его серьёзность, а формальная, «высокая» лексика задаёт общую атмосферу повести.
Во-вторых, через призму используемой Дж. Толкиеном лексики мы можем проанализировать отношение самого автора к своему миру, а также выявить наиболее значимые для него понятия и представления. Так, приве-дённые в качестве примеров лексемы, могут выражать мировоззрение писа-теля, то, как он относится к тем или иным понятиям, а из этого сделать вывод о том, что созданный в «Сильмариллионе» аномальный мир неразрывно свя-зан с миром реальным. Граница между этими двумя мирами пролегает как раз через избираемые Дж. Толкиеным общепринятые ценности: красота, лю-бовь, преданность и т.д. То есть реальный мир представляет собой первич-ную основу мира вымышленного.
Кусок диплома. Самая "моя" часть."
С концепцией противостояния добра и зла в повести «Сильмариллион» тесно связана тема войны, борьбы, которая является одной из основных тем повести. Вспомним начало «Сильмариллиона», в котором Дж. Р. Р. Толкиен описывает момент зарождения конфликта. читать дальше